МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ «НЕВОЗВРАТНЫЙ» АВИАБИЛЕТ?

15 июля 2020

В последнее время авиаперевозчики активно предлагают такой вид договора как покупка «невозвратного» авиабилета. Как правило, он стоит дешевле обычного, но при отказе пассажира от перелета его стоимость не возвращается (за исключением неизрасходованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, например, аэропортовых сборов).

Вместе с тем, российское законодательство предусматривает, что отказ пассажира может быть как добровольным, так и вынужденным.  Из совокупности положений ряда документов правило о невозвратных билетах имеет несколько исключений, связанных с вынужденным отказом. Независимо от наличия или отсутствия условия в договоре о «невозвратности» стоимость авиабилета возвращается в случае вынужденного отказа пассажира от перелета в связи:

1) с его болезнью или болезнью члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на самолете (указанный факт должен быть подтвержден документально), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

2) со смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

3) с задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию;

4) с изменением перевозчиком маршрута перевозки;

5) с несостоявшейся отправкой пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

6) с несостоявшейся перевозкой, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения досмотра (если при его личном досмотре или досмотре багажа не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов);

7) с необеспечением перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

8) с неправильным оформлением билета перевозчиком или уполномоченным агентом;

9) с непредоставлением пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете.

Также перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других ситуациях (п. 227 Федеральных авиационных правил). Эти случаи нужно уточнять в правилах конкретного авиаперевозчика.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и введением в большинстве стран ограничительных мер, был изменен ряд положений в российском законодательстве, связанных с возвратом авиабилетов, в том числе «невозвратных».

Так, с 07.07.2020 г. согласно ст.107.2 Воздушного Кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 06.07.2020 г. N991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира <…> при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части» авиаперевозчик получил право в одностороннем порядке изменить условия договора авиаперевозки или отказаться от его исполнения.

Также на основании упомянутых нормативных актов был изменен порядок возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы. Теперь при отмене перевозчиком рейса в связи с COVID-19 (или отказе пассажира от поездки ввиду изменения перевозчиком условий договора) пассажир не может сразу же потребовать возврата денежной суммы. Однако у пассажира есть право в течение 3-х лет с даты отправления рейса, указанного в билете, зачесть оплату по нему в счет оплаты услуг по иному рейсу (получить т.н. «ваучер»). Вернуть уплаченную сумму в виде денежных средств пассажир сможет только по истечении 3-х лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Вместе с тем в утвержденном порядке есть исключения. Нововведение не распространяется:

  • на инвалидов I или II группы, ветеранов ВОВ, сопровождающих инвалидов I группы или детей-инвалидов, многодетных родителей с удостоверением;

  • на чартерные рейсы.

Порядок применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020 года по международным воздушным перевозкам с КНР и с 18.03.2020 года – по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020 года.

Консультационный центр для потребителей:

8 (342) 236-48-77, 8 (342) 239-33-94; konscentr.fgu@mail.ru      

 


Вернуться к списку